Концепция

Основные научные принципы

Общенаучные принципы

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его, то есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).

Принцип развития – научный принцип, который заключается в том, что абсолютно все объекты и явления окружающего нас мира находятся в процессе непрерывного изменения, движения, развития. Все непрерывно развивается и изменяется не только от простого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот.

Принцип системности – требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерности любой системы, независимо от ее конкретного содержания. Такие особенности изучаются в таком разделе современной математики как общая теория систем.

Общие принципы психологии

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свой закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Основные принципы психоанализа 3. Фрейда

  1. Система Бессознательного определяет наше поведение, в действительности многие поступки, идеи, желания лежат за пределами сознания.

  2. Психический процесс описывается и объясняется в топографическом (локализация внутри психического аппарата – Ид, Эго, Супер-Эго), динамическом (действующие инстинкты) и экономическом отношениях, аспектах (распределение энергии внутри аппарата – энергетическая система).

  3. По 3. Фрейду, человек постепенно развивает себя на протяжении жизни с помощью отношений с другими, окружающей средой, начиная с самого раннего детства – принцип эволюционизма.

  4. Первостепенная роль детской сексуальности, первого любовного опыта как психическая доминанта в развитии личности. Т.е. сексуальность – как некий ряд возбуждений и энергий всего тела, присущих индивиду с самого детства и ориентированных на поиск наслаждения.

  5. Принцип взаимосвязанного функционирования тела и разума, первостепенной роли психических феноменов.

Кроме того, в психоанализе 3. Фрейда уделяется значимая роль и таким принципам, как принципы удовольствия, реальности, постоянства и Нирваны.

Принцип удовольствия – как исходный и врожденный приводит к снятию инстинктивного напряжения путем галлюцинаторного исполнения желания (Райкрофт Ч., 1995).

Принцип реальности – приобретается и осваивается в процессе развития, способствует инстинктивному удовлетворению путем приспособления к фактам и объектам, существующим во внешнем мире.

Принцип постоянства – по 3. Фрейду предполагает стремление психического аппарата «поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне» (Лапланш Ж., Понталис Ж.Б., 1996).

Принцип Нирваны – означает нечто большее, чем закон постоянства, т.е. глубинная направленность на полное устранение возбуждения, в то же время понятие Нирваны означает опорную связь между удовольствием и самоустранением (связь, которая навсегда осталась для 3. Фрейда проблемой).

Теоретические и практические модели, на которых основана работа Центра

Теоретическое наследие психоаналитиков представителей России, Советского Союза 1 четверти ХХ столетия (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф, С.Н. Шпильрейн, Н.Е. Осипов, О.Б. Фельцман, В. Шмидт, М.М. Асатиани, А.А. Певницкий, О.Ю. Шмидт, А.Р. Лурия, А.Б. Залкинд, А.А. Йоффе, В.Н. Лихницкий, Б.Э. Быховский, В.Н. Волошинов, Я.М. Коган, И.Н. Перепель, И.Д. Сапир, А.М. Халецкий, А. Вагрьяш, Б.Д. Фридман и др.)

Основные концепции, школы современного психоанализа

Структурный психоанализ Ж. Лакана (К. Леви-Строс, М. Фуко, С. Леклер, Ф. Персе, Ж.А. Миллер и др.).
Психосоматическое направление в психоанализе (Ф. Александер, А. Лоузн, В. Райх, Т. Френч, Ф. Данбар, Дж.Л. Холидей, Энгель, Шмале, Й. Рюш, П. Марти, Д. Анзье, М. де М’Юзан, Ульрих и др.).

Теория техники психоанализа, психоаналитической психотерапии (3. Фрейд, Р. Гринсон, Д. Бреннер, Х. Кэхеле, Х. Томэ, Ж. Бержере, П. Куттер, Т. Мюллер, Дж. Сандлер, Ф. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар, Л. Люборски, Г. Гантрин, В. Капсамбелис и др. Базовые учебники, ученые пособия по технике, концепциям психоаналитического процесса /см. отдельную библиографию/).

Теоретические и практические концепции отечественной психологии и психотерапии