Психологическая экспертиза – род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств на реципиента.
с целью определения сделкоспособности (способности осознавать значение своих действий и управлять ими при заключении сделки), дееспособности;
для исследования детско-родительских отношений (сюда относятся дела о том, где будет проживать ребенок, о праве участия в воспитании, о необходимости усыновления и т.д.);
для установления наличия или отсутствия факта морального вреда;
в других спорных ситуациях, требующих выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
для установления психологических свойств обвиняемого: состояний эмоциональной сферы, индивидуальных особенностей психики, способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях, быть ответственным за содеянное;
для констатации психологических свойств потерпевших: способности осознавать характер и смысл совершаемых по отношению к ним противоправных действий, беспомощного состояния, нанесения вреда здоровью, способности давать показания, участвовать в судебно-следственных действиях;
для определения психологических свойств свидетелей: их способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях;
экспертиза по делам по факту смерти для выявления наличия или отсутствия у умершего перед смертью психического состояния, провоцирующего самоубийство, и причин появления такого состояния.
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза касается дел об экстремизме, возбуждении ненависти или вражды; дел о защите чести, достоинства и деловой репутации. Квалифицированная помощь эксперта-психолога необходима в спорных ситуациях, где требуется установить особенности психологического воздействия средств коммуникации (высказываний, рекламных сообщений, публикаций в СМИ, видеосюжетов и т.д.).
Для исследования психических свойств личности необходимо обеспечить возможность взаимодействия непосредственно с подэкспертным лицом (обследуемым). В случае невозможности очного исследования личности экспертиза проводится заочно; в таком случае на экспертизу предоставляется документация (медицинские карты, личное дело, характеристики). При проведении психологического исследования средств коммуникативного воздействия на экспертизу предоставляются объекты исследования: тексты СМИ, музыкальные и аудиовизуальные произведения и т.д.
С учетом состояния психического здоровья обследуемого и обозначенных обстоятельств заключения сделки (указывается конкретная сделка), анализируются способности обследуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате.
Выявление обладает ли обследуемый свойством повышенной внушаемости.
Оценка индивидуально-психологических особенностей обследуемого, повлиявших на его поведение в конкретной ситуации.
Изучение признаков того, что обследуемый во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими.
Индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его психического развития.
Индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития.
Действительное отношение матери и отца к ребенку.
Действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю).
Возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка.
Вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания.
Состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей обследуемого.
Истинное отношение обследуемого к родителям, занимающимся его воспитанием. Особенности восприятия ребенком данных родителей.
Взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье. Особенности их психологической привязанности.
Особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье.
Психологические перспективы жизни ребенка в «альтернативной» семье.
Признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с обстоятельствами и в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности.
Изменения психического благополучия обследуемого в результате сложившихся обстоятельств, какова причинно-следственная связь между обстоятельствами и последующим его психологическим состоянием. Оценка наличия неблагоприятных последствий в актуальный момент.
Индивидуально-психологические особенности обследуемого, их влияние на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи со складывающимися обстоятельствами.
Наличие у обследуемого признаков отставания в психическом развитии, не имеющих отношения к психическому расстройству и в чем конкретно они находят свое выражение.
Учитывая индивидуально-психологические особенности обследуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, был ли обследуемый в состоянии осознавать в полной мере фактический характер и смысл своих действий и управлять ими.
Исследование индивидуально-психологических особенностей, способных в значительной степени повлиять на специфику поведения обследуемого в конкретной ситуации.
Изучение возрастных и индивидуально-психологических особенностей обследуемого, особенностей его психологического состояния, а также конкретных обстоятельств исследуемой ситуации и правильного восприятия им происходящих событий, сохранять их в памяти и давать показания.
Наличие у обследуемого признаков повышенной внушаемости.
Проявление у обследуемого склонности к патологическому фантазированию.
Исследование психического состояния погибшего, ставшего причиной самоубийства.
Изучение эмоционального состояния погибшего перед смертью и его влияние на поведение в данной ситуации, причин, вызвавших это состояние.
Анализ причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство.
Перечень проблемных вопросов по каждому направлению экспертизы не является исчерпывающим.
При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту-психологу
На ваш e-mail отправлена информация по предстоящему приему. Не забудьте добавить встречу в свой календарь.